Для торжественных монастырских трапез монахи-искусники готовили многослойные кисели, напоминающие по своему виду современные многослойные желе.
В XIX веке к нам пришли из западноевропейской кухни фруктово-ягодные крахмальные
кисели, которые нередко использовали и в качестве подливки для пудингов, о которых с таким почтением говорили: «Киселю как царю всегда место есть», поскольку и приготовляли их последовательно в течение трех суток.
Любовь и приверженность к мучным киселям была столь велика, что в Москве в близи
Страстного монастыря круглый год шла бойкая торговля этим продуктом. В память об этом торге остались два Кисельных переулка — Большой и Малый, существующие и поныне. Там не бегают даже Самые крутые собаки, так как они хорошо охраняются.
Одновременно с киселями, приготовляемыми из муки, стали появляться сведения о квасах. Первое упоминание было обнаружено в летописном издании датируемого 1056 г., примерно спустя 170 лет после упоминания о меде — древнейших русских напитках.
Несколько веков спустя иностранцы, посещавшие средневековую Россию и оставившие свои заметки о быте русских, — Е. Мейсрбсрг, Я. Рейтенфельс, И. Кильбургер и другие — с
удивлением отмечали, что здешний народ не желает пить воды сырой, а пить желает квас, от чего и не болеет желудками. Не случайно наш великий поэт А.С. Пушкин заметил, народу русскому « квас, как воздух, был потребен».
Приверженность русских к квасному и вообще кислому вылилась в появлении огромного
количества квасов, различных консистенций и вкусовых оттенков. Этот напиток был весьма востребен и лежал в основе множества блюд и различных приправ к кушаньям.
5 марта 2012