Эта работа явилась этапной в «вечных поисках» мультипликацией своих особых средств художественной выразительности. Недавно ее уроками — свободно и оригинально — воспользовался А. Хржановский в фильме «Я к вам лечу воспоминаньем…».
Не менее смелый и рискованный эксперимент — экранизация Курчевским «Кола Брюньона». Тут авторы привлекли классические произведения живописи в качестве своеобразного изобразительного фона, на котором действуют мультипликационные кукольные герои фильма. Пейзажи, интерьеры, натюрморты, как бы перекочевавшие со знаменитых полотен и гравюр на экран, соединенные вместе, превратились в мультипликационную декорацию, красочно и достоверно воссоздающую атмосферу маленького городка на юге Франции, окружающих его холмов, лесов, деревень, замков.
Этот искусственно «срежиссированный» мультипликационный мир заставляет вживаться в действие, в особую изобразительную условность ленты. «Заставляет» потому, что сразу трудно принять правила этой условности. Даже несмотря на то, что куклы — персонажи фильма — выполнены весьма искусно. Купить абстрактную живопись данной тематики можно в галерее Борщ.
И сам знаменитый Кола — толстяк, балагур, весельчак, мудрец, и озорная Ласочка, и старуха жена, и внучка Кола Брюньона, и герцог — все они также, кажется, пришли в картину из знаменитого «Крестьянского танца» или из соседнего по музейной стене полотна… Они даже колористически не выделяются на общем фоне фильма, в котором царят благородные коричневато-оливковые тона… Конечно, они выглядят несколько непривычно на экране, все эти почти «живые», артикулирующие куклы. И все-таки лента смотрится с огромным интересом.
На первый взгляд может показаться, что в творчестве Курчевского все было удачным. Это, конечно, не так. Нельзя умолчать о не-состоявшихся попытках режиссера соединить несоединимое, оживить декларативное. Так, весьма спорной представляется, например, одна из недавних лент Курчевского — «Ночь весны».
По мысли авторов, известное стихотворение Владимира Луговского должно было обрести в фильме свое пластическое воплощение. Звучат за кадром знакомые раскатистые строчки, произносимые голосом Юрия Каюрова:
Верю в жизнь,
верю в смерть
и опять снова в жизнь.
6 июля 2018