Получение Украиной своей государственной независимости, распад СССР кардинально изменили дальнейший процесс реформирования высшей школы, как и всей сферы образования.
За годы независимости Украины сделаны существенные шаги в развитии национальной системы образования: разработана новая законодательная база сферы образования, созданы отечественные учебники и педагогическую прессу, обновлено содержание образования, прежде всего, в общественно-гуманитарной сфере, расширены масштабы украиноязычного образования, сделаны важные шаги по соответствию украинского образования мировым стандартам, конечно же new-zeland.org образование в Новой Зеланди значительно лучше чем в Украине, но стремление стать лучшими дает возможность быть ближе к зарубежным аналогам.
Например, приведены в соответствие с международными требованиями образовательно-квалификационные уровни, разработаны государственные стандарты образования, заключены соглашения о сотрудничестве с более чем пятьюдесятью странами мира.
Уровень образования населения в Украине является одним из самых высоких среди стран Центральной и Восточной Европы. Значительно выросло количество студентов. Но украинское образование обладает многими проблемами:
— недофинансирование отрасли;
— явно повышенное количество студентов высших учебных заведений, обучающихся на платной основе;
— низкий уровень заработной платы педагогов;
— снижение престижности научно-педагогического труда, что затрудняет кадровую проблему в сфере образования;
— недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методической литературой и информационными материалами;
— низкий уровень материально-технической, особенно компьютерной базы учебного процесса, необеспеченность энергоресурсами.
Таким образом, научно-информационная, культурная и образовательная сферы становятся сегодня стратегически важными факторами развития государства. Современная экономическая конъюнктура требует изменения бюджетной психологии: капиталовложения в гуманитарную сферу перестают быть нерентабельной нагрузкой на бюджет, а наоборот становятся приоритетной прибыльной стратегией.
Государство должно стать основным инвестором, менеджером и финансистом Национальной научно-информационной, культурной и образовательной структур.
5 мая 2012