Из-за вибрации трубопроводов и воздействия агрессивных сред прокладки и уплотнительные поверхности фланцевых соединений изнашиваются, ослабляется их обжатие.
Если возникшую течь устранить обжатием соединения не удается, заменяют прокладку, изготавливая ее более толстой и по возможности из более мягкого материала. Для раздвижки фланцев при удалении изношенной прокладки и установке более толстой новой применяют рычаги, клинообразные на конце. При наличии могут быть использованы приспособления, работающие по принципу винтового домкрата.
При изготовлении прокладки ее внутренний диаметр должен быть несколько больше диаметра отверстия фланца – чтобы не уменьшить проход рабочей среды и не вызвать дополнительное завихрение жидкости, ускоряющее износ трубы. Наружный диаметр прокладки не должен превышать диаметра уплотнительной поверхности фланца – чтобы не перекрыть отверстия для стяжных болтов.
Чтобы прокладка не прилипала к уплотнительным поверхностям и не повреждалась при разборке соединения, перед установкой на водяной магистрали ее смазывают солидолом, а на паровой магистрали — натирают графитом от пригорания.
При замене прокладки осматривают уплотнительные поверхности фланцев. Повреждения на них заделывают полимерными материалами.
Если износ уплотнительной поверхности местный, применяют и местную заделку. Поврежденное место тщательно защищают и обезжиривают (уайт-спиритом, спиртом). Приготавливают необходимое количество двухкомпонентного полимерного материала. Наносят его шпателем на ремонтируемое место.
По мере отвердения разглаживают нанесенный материал плоской плитой, предварительно смазав ее маслом (чтобы не прилипал), удаляют его излишки. После отвердения материала уплотнительную поверхность фланца обрабатывают напильником или наждачным кругом и проверяют ее плоскостность по плите «на краску». Уплотнительные канавки при необходимости протачивают с помощью специального приспособления для восстановления уплотнительных канавок.
Если износ поверхностей фланцев сплошной, то и метод их восстановления соответствующий. Изношенные поверхности фланцев также тщательно зачищают и обезжиривают. Отверстия во фланцах закрывают деревянными пробками, замазкой или пластилином. Подбирают плоский металлический лист с размерами, большими, чем наружный диаметр фланцев. Покрывают его с обеих сторон препаратом, препятствующим прилипанию полимерного материала. При его отсутствии можно намазать эти поверхности листа тонким слоем масла.
Подготавливают необходимое количество двухкомпонентного полимерного материала и наносят его на поверхность фланцев шпателем. Вставляют обработанный лист между фланцев и обжимают их струбцинами, чтобы полимерный материал равномерно распределился по сопрягаемым поверхностям.
После полимеризации материала удаляют струбцины и лист, пробки выбивают. Внутренние и внешние кромки фланцев обрабатывают напильником или наждачным кругом, удаляя «обтрепанные края». При необходимости восстанавливают уплотнительные канавки.
16 мая 2012